Ботсад может сползти
Киевский Ботанический сад может частично начать сползать на Надднепрянское шоссе. В природоохранной прокуратуре Киева считают, что виновник всему - ЮЗЖД, которая отвечала за строительство части развязки, пишет «Сегодня».
- В 2013-2014 годах были проведены проверки, в результате которых выявлено, что нарушен противооползневый режим. Начато уголовное производство в отношении должностных лиц Юго-Западной железной дороги, которые во время строительства транспортной развязки на Надднепрянском шоссе повредили территорию Национального ботсада, - сообщили в прокуратуре.
В 2011 году ЮЗЖД начала строительство транспортной развязки железнодорожно-автомобильного моста через Днепр. Часть территории Ботсада парламент отдал под мост, и, по условиям договора, ЮЗЖД, в свою очередь, обязалась выполнить комплекс работ, предотвращающих оползнеопасность склона в Ботсаду. Там говорят, что часть их территории отдали законно, только вот условия договора не выполнили.
- Все происходило законно. Действительно, 0,5 га (всего 117 га) у нас было изъято согласно указу президента. Все вопросы рекультивации также взяла на себя ЮЗЖД: укрепление, озеленение. Но по прошествии этих лет склон остался неукрепленным, территорию не озеленили и 170 метров забора так и не установили обратно. Неоднократные обращения ни к чему не привели, и мы вынуждены были подать в суд, который выиграли, - говорит замдиректора Николай Гапоненко.
В Ботсаду начинают паниковать: говорят, если склон не укрепить, то территория сада начнет сползать вниз, а земляные куски могут обрушиться прямо на проезжую часть.
- Склон не только не укреплен, его оскальпировали (вырубили всю растительность, которая препятсвовала оползням). Они брали на себя озеленение территории и ничего не сделали. Более того, там теперь болото стоит под этими опорами - нет дренажной системы. Если в ближайшее время склон не укрепить - это все поплывет! - сетует директор Ботсада Наталия Заименко.
В экопрокуратуре ее слова подтвердили.
- Уже частично есть оползни. Повезло, что осень была сравнительно не дождливой. Но весной начнет таять снег, и все это поползет еще больше, - говорят там.
Директор Ботсада рассказала, что на проведение всех работ на склоне нужен не один миллион гривен, однако у заказчика работ, ЮЗЖД, этих средств нет.
- Строительство развязки - госпроект, а не проект ЮЗЖД. Были выполнены все их хотелки: построены подпорные стенки, построена шумозащитная полоса. Осталось досадить несколько десятков деревьев и достроить кусочек подпорной стены. ЮЗЖД не против ее достраивать, но финансирование выделяет государство. Вы поймите, недофинансирование моста составляет порядка 1,5 миллиардов гривен. На левом берегу мост не достроен - а это еще 200 миллионов гривен. На сегодня, при таких цифрах, 20 метров подпорной стенки - это просто смешно. Когда будет бюджетное финансирование, когда дадут разрешение на продолжение работ — мы закроем все. Но сегодня есть много других вопросов, в частности на Востоке страны. 20 метров стены в Ботсаду - не слишком актуальны, - прокомментировал ситуацию начальник ЮЗЖД Алексей Кривопишин.
Он также выразил уверенность, что склон вполне может подождать.
- Ничего не случится за этот период, пока в стране появятся свободные деньги на достройку моста, и в том числе - на эту подпорную стенку, - говорит он.
По словам директора Ботсада Наталии Заименко, на дорогу может рухнуть Красный двор. - Это историческое место, где в свое время были резиденции Всеволода - сына Ярослава Мудрого, и была резиденция Юрия Долгорукого. Если не провести работы, то куски будут отламываться и падать вниз, на дорогу, - продолжает он.
Красный двор - смотровая площадка в ботсаду, стилизованная под времена Киевской Руси: ворота из срубов, частокол, невысокий забор, башня, деревянные помост и дорожка. Построили его на пожертвования киевлян четыре года назад.
Как известно, Красный двор - это крепость времен Киевской Руси, которая была сооружена сыном Ярослава Мудрого Всеволодом в 1071 году и находится на территории ботсада.
Материалы по теме: