Фото с сети
Киевское коммунальное предприятие «Дирекція будівництва шляхово-транспортних споруд» может заплатить больше 2 миллиардов гривен за реконструкцию улицы с ликвидацией кольцевого движения машин
До конца 2028 года должна закончиться реконструкция ул. Стеценко от проспекта Палладина до Интернациональной площади в Киеве. По условиям торгов, в процессе работ ликвидируют кольцевое движение транспорта на пересечении ул. Стеценко с ул. Туполева и ул. Стеценко с ул. Щербакова. Всего на работы планируют потратить 2,4 млрд грн. Об этом сказано в сообщении на сайте публичных торгов Prozorro, сообщает "Мой Киев" .
Свои заявки на конкурс коммунального предприятия «Дирекція будівництва шляхово-транспортних споруд м. Києва» подали три компании: «ЮГСТРОЙ 17», «РОСТДОРСТРОЙ» и «ОНУР КОНСТРУКЦІОН ІНТЕРНЕШНЛ». К аукциону допустили двух последних участников.
После соревнования цен самым выгодным было предложение Онура – 2,4 млрд грн. На момент подготовки материала эта компания ожидала подписания договора.
ЧТО ИЗВЕСТНО О ПОБЕДИТЕЛЕ
По данным YouControl, фирма «Онур Конструкцион Интернешнл» была зарегистрирована в 2004 году. Его учредителями являются граждане Турции Онур Четинджевиз и Ихсан Четинджевиз, а также житель Львова — Олег Игоревич Фарион. Руководит компанией турок Йилдыз Бирол.
Практически сразу после регистрации фирма начала выполнять заказы бюджетных организаций. А с 2012 года в ее активе победы в тендерах на 58 млрд 363 млн 254 тыс. грн. При этом наиболее удачным для компании стал 2021 год.
Фирмы группы Онур являются монополистами в сфере строительства дорог по программе Владимира Зеленского «Большая стройка». Например, «ОНУР КОНСТРУКЦІОН ІНТЕРНЕШНЛ» получил более 61 миллиарда гривен господрядов. А сам Зеленский не единожды позитивно отзывался о компаниях группы и даже просил без тендера заключить договор с турками на строительство окружной дороги Днепра.
КАКИЕ НАХОДИЛИ НАРУШЕНИЯ
В апреле 2020 года Госаудитслужба Украины нашла нарушения в документах «Онура» в тендере на ремонт от Служб автодорог Луганской области на общую сумму 474 млн грн, где выиграло ООО «Онур Конструкціон Інтернешнл». В этом тендере ГАСУ постановили разорвать договор с компанией «Онур». По странному стечению обстоятельств с публикацией документа ГАСУ одновременно был уволен начальник Госаудитслужбы Игорь Буграк. А работы по этому тендеру все равно были выполнены до конца 2020 года, но обошлись дешевле на 27,7 млн грн.
Как пишут журналисты, часто щебень для ремонта дорог ООО «Онур Конструкціон Інтернешнл» закупало у «Онур Таахут» (представительства турецкой компании в Украине) по цене по 700-1300 грн за тонну, тогда как последние покупали его по 200-450 грн/т на украинских карьерах. Разница, которую мог бы сэкономить бюджет, шла турецким собственникам.
В 2020 году после задержания в Польше экс-главы Укравтодора Славомира Новака по подозрению в получении крупных взяток в Украине всплыла информация, что якобы «Онур» перечисляли ему откаты за победы в тендерах – как минимум за победу в тендере на ремонт трассы Киев-Харьков-Должанский за 175,6 млн долл. Фактически «Автомагистраль-Юг» и «Онур» стали основными выгодополучателями от Укравтодора.
ЧТО ИНТЕРЕСОВАЛО ПРАВООХРАНИТЕЛЕЙ
Еще в 2006 году Генпрокуратура возбудила дело против компании за присвоение государственных средств. По версии ГПУ, «Онур» перечислил 0,5 млн грн бюджетных денег двум фирмам за щебень, которые его так и не поставили для ремонта трассы Киев-Одесса. Прокуроры три года пытались доказать, что это кража бюджетных денег, а с 2009 года упоминания дела в реестре прекратились.
В 2011 году против руководителя компании «Онур» Йилдыза Бирола открыли дело за подделку справок о стоимости выполненных работ и акта их приема. Дороги строились в рамках Евро-2012. Суд признал виновным Бирола, но к ответственности его так и не привлекли в связи с истечением срока давности. Был и второй приговор для Бирола за служебную халатность, но он до сих пор руководит «Онур». Благодаря этим двум эпизодам фирме из бюджета переплатили 390 тыс. грн (еще по курсу доллара в 8 грн).
В 2014 году открыто уголовное производство против украинского «Онур» за завышение стоимости работ при ремонте столичных проспектов Бажана и Победы и за вывод 119 млн грн на счета фиктивных фирм, а эти деньги в дальнейшем могли быть присвоены коммунальными чиновниками Киевавтодора. В 2015 году полиция подозревала, что чиновники «Киевавтодора» совместно с «Онуром» могли завладеть частью денег, завысив стоимость ремонтов по городу.
В 2014 году налоговики Подольского района Киева также подозревали, что «Онур» в 2012-2013 годах умышленно уклонились от уплаты налогов на 13 млн 928 тыс. 137 грн, проводя операции с фиктивной фирмой.
В 2016 году полиция города Самбор Львовской области подозревала, что «Онур» без каких-либо разрешений и документов построил асфальтный завод на территории села и незаконно добывал песчано-гравийные смеси с реки Днестр. На некоторое время имущество фирмы даже арестовали.
В 2017 году, по данным столичных следователей, «Онур Конструкціон Інтернешнл» при проведении капитальных ремонтов и реконструкций дорог в Киеве перечислил ООО «Інгран» 1,95 млн грн на приобретение бордюров, в дальнейшем эти деньги вывели в наличные и, вероятно, присвоили. А украсть большую часть денег удалось благодаря уменьшению плотности асфальта примерно на 40%. В деле также фигурируют должностные лица «Киевавтодора».
Голосеевское управление Нацполиции в 2019 году подозревало фирму в краже 101 млн грн бюджетных средств у столичных и львовских коммунальных служб, в том числе «Киевавтодора» через подставные фирмы: полученные на ремонт дорог деньги перечислялись от «Онура» фирмам с признаками фиктивности, а потом могли бы обналичены. Аналогично тем же отделом Нацполиции в 2019 году была выявлена предполагаемая кража 13 млн грн служебными лицами «Киевавтодора» в сговоре с фирмой.
В феврале 2019 году ООО «Онур Конструкціон Інтернешнл» вместе с другими подрядчиками «Киевавтодора» стало фигурантом уголовного производства о присвоении, растрате или завладении чужим имуществом путем злоупотребления служебным положением, совершенном повторно или по предварительному сговору группой лиц. По сведениям полиции, в течение 2017-2019 годов фирмы-подрядчики и «Киевавтодор» могли причинить бюджету ущерб на сумму более 10 млн гривен путем завышения стоимости стройматериалов и количества выполненных работ.
Полиция и прокуратура Днепропетровской области открыли в 2020 году уголовное производство по статье «злоупотребление властью или служебным положением» в отношении Службы автодорог Днепропетровщины, «Онур Конструкціон Інтернешнл», «Автомагістраль-Південь» по поводу работ, проведенных в 2018-2019 годах. Но подробностей дела нет.
В прошлом году полиция подозревала, что «Онур» и другие крупнейшие дорогоремонтники в 2017-2018 годах давали откаты по 10-15% от стоимости работ для получения тендеров. В случае компании турков речь идет о ремонте дороги Киев – Боярка.