Сколько стоит один голос?
В Киеве подвели итоги выборов: по официальным данным, на избирательную кампанию в Киеве политические партии потратили 286 миллионов гривен.
Однако, как выяснило издание «Капитал», на самом деле на предвыборную гонку политики израсходовали как минимум втрое больше.
Больше всех потратился БПП-«Солидарность» - 133 миллиона гривен. Далее идут партия «Рух за реформы» - 47 миллионов гривен, УКРОП - 33 миллиона гривен, «Оппозиционный блок» - 21 миллион гривен, «Самопомощь» - 19 миллионов гривен, «Свобода» - 12 миллионов гривен, «Единство» - 6 миллионов гривен, партия «Решительных граждан» и «Батькивщина» - по 1,3 миллиона гривен, «Демальянс» - 1,2 миллиона гривен.
Впрочем, достоверность этих цифр вызывает большие сомнения.
По словам руководителя юридического отдела Комитета избирателей Украины Святослава Пикуля, 40% затрат на агитацию остались незадекларированными. И это еще очень скромная цифра: согласно данным политтехнологов, с которыми поговорил «Капитал», рекламная кампания основных киевских кандидатов обошлась им почти в 33 миллиона долларов.
По данным опрошенных экспертов, «Свобода» выделила на киевскую кампанию около 140 тысяч долларов. Кандидат от этой силы Александр Мирный убедил 38 038 избирателей. Таким образом, каждый из них обошелся партийной кассе всего по три доллара.
Высокий КПД показала и партия «Единство». В Александра Омельченко поверили 73 725 человек, а на рекламу партия потратила чуть более 300 тысяч долларов. - по четыре доллара за избирателя.
Другие кандидаты были не столь экономны. «Партия решительных граждан», по оценкам специалистов, на раскрутку Борислава Березы перед первым туром потратила около двух миллионов долларов. А это значит, что политик, за которого по итогам двух туров проголосовали 279 543 человека, потратив по семь долларов за один голос.
Неплохой результат в соотношении — затраты — эффективность кампании показал «Демальянс»: по оценкам экспертов, реальный бюджет партии составил не менее 250 тысяч долларов. За ее лидера Василия Гацко проголосовали 24 086 респондентов, получается — по 10 долларов за каждый голос.
Должны быть довольны своими рекламщиками и в «Батькивщине». При скромных 750 тысячах долларов, Владимир Бондаренко набрал 68 460 голосов. То есть за каждый из них экс-глава КГГА фактически отдал всего по 11 долларов.
Самым удачным можно считать капиталовложение БПП-«Солидарности». За Виталия Кличко по итогам двух туров проголосовали 755 192 человека, а на предвыборную рекламу было потрачено восемь миллионов долларов. Таким образом, каждая галочка напротив фамилии действующего мэра стоила 11 долларов. При этом он единственный, кто точно потратил деньги не зря.
Остальные кандидаты не только потратили значительные суммы, но и в результате мало что получили взамен.
«Самопомощь» выделила на раскрутку киевского кандидата около миллиона долларов. За Сергея Гусовского вотировали 67 197 тысяч столичных жителей, то есть по 15 долларов за голос.
«Оппозиционный блок» потратил на предвыборную агитацию около полутора миллионов долларов. Но Александр Пузанов, баллотирующийся от этой силы, был убедителен лишь для 36 486 киевлян - по 40 долларов на человека.
Довольно дорого обошелся голос избирателя лидеру УКРОПа Геннадию Корбану. Бюджет рекламной кампании соратника Игоря Коломойского – четыре миллиона долларов, и они конвертировались в 22 737 голосов. Получаем по 176 долларов за одного респондента.
Однако «антирекорд» поставил не он. На свою эпатажную кампанию Сергей Думчев промотал 15 миллионов долларов, получив голоса 34 117 человек: по 440 долларов за каждого.
Материалы по теме: