Законопроект об азартных играх: новая концепция, старые проблемы

24 дек 2015, 21:07

Азартные игры
Азартные игры

В канун новогодних и рождественских праздников Верховная Рада активно пытается принять бюджет. Кроме того, что депутаты сегодня еще собирают правки в бюджет, некоторые политические силы открыто шантажируют других, отказываясь голосовать за бюджет без некоторых бенефиций, усложняет ситуацию и обрекает украинцев на новый год без бюджета еще и то, что Кабмин предложил голосовать за так называемый «бюджетный пакет». Где, кроме бюджета находятся еще ряд законопроектов, касающихся якобы экономики страны.

Но эксперты уже выразили опасения, что «под шумок», продавив эти проекты вместе с бюджетом, заинтересованные лица пытаются «протащить» выгодные для себя законопроекты. В частности, под критику в этом плане попал законопроект №3632 «О детенизации рынка азартных игр и обеспечения доходами бюджета с целью выполнения социальных обязательств».

Как известно, азартный бизнес в Украине запрещен с 2009 года. По факту оказалось, что с рынка ушли все конкуренты, а остальные просто удалились в тень. Министр финансов Наталья Яресько заявила, что настало время вывести из тени азартный бизнес и заставить его платить деньги в бюджет. "По предварительным оценкам, доход (в бюджет от азартного бизнеса – ред.) может составить до 5 млрд грн в год поступлений в бюджет. Но конкретные цифры будут при бюджетировании", - заявила еще в конце августа Яресько.

Но первая редакция законопроекта 3632 от 11.12.2015 вызвала бурю критики со стороны экспертов в сфере азартных игр. Больше всего досталось лотерейному бизнесу, которого, согласной первой редакции законопроекта – хотели просто монополизировать.  По старому проекту, лицензия должна была выдаваться только одному оператору, который владел бы правом сублицензирования. Кроме того, оператор должен иметь опыт работы не менее 5 лет, плюс 3 года – международного опыта, а также владеть оборотом в 3 млрд евро.

Слишком «конкретные» условия наталкивают на мысль, что лотерейный рынок чистят конкретно под одного оператора. Согласно инсайду Экономической правды от 9 декабря 2015 года (статья «Минфин сыграет в казино»), сейчас на рынке лотерей остался -  УНЛ (Украинская национальная лотерея), два других крупных игрока попали под санкции якобы из-за пророссийской позиции: М.С.Л и «Патриот», и УНЛ активно в последние месяцы расширяет сеть своих точек продаж, в том числе за счет скупки точек "Патриота". «По рынку ползут слухи о том, что требования выписаны именно под УНЛ и его международного технического партнера - американской корпорации Gtech», - пишут журналисты ЭП.

22 декабря Кабмин внес обновленный законопроект 3632. Но по словам Данила Гетманцева, доктора юридических наук, почетного президента юркомпании Jurimex, «в части лотерей концепция серьезно изменилась, но проблемы все те же».

«Минфин убрал открыто лоббистские положения о возможности выиграть конкурс только единому иностранному оператору. Итак, согласно новой редакции проекта, операторами лотерей могут быть не более двух лиц (ч. 2 ст. 24), при этом единым серьезным требованиям к конкурсантам является наличие опыта работы на рынке 3 года (уже не нужен опыт в трех зарубежных странах и оборот 5 млрд. евро за последние 5 лет). Тем не менее, далее в проекте есть норма о том, что лицензионными условиями могут устанавливаться другие требования к операторам лотерей (ч. 4 ст. 24). Фактически это означает, что Минфин получил право сам устанавливать требования к операторам. Не означает ли это, что таким образом КМУ пытается завуалировать лоббизм. То есть, Минфин в лицензионных условиях «детализирует» требования к операторам лотерей и вернет, например, опыт работы в 3 или 5 зарубежных странах. Минфину дается право вручную управлять рынком и выписывать требования к операторам под конкретного (даже иностранного оператора)», - говорит Данил Гетманцев.

По его словам, обновленный законопроект устанавливает непосильную налоговую нагрузку на владельцев лотерей. В результате, последние просто откажутся вести бизнес по таким  волюнтаристским правилам, и никакого наполнения бюджета от азартного бизнеса, в том числе лотерейного, Украина не получит.

«Проект предполагает, что оператор должен получить лицензию на выпуск и проведение лотерей по результатам конкурса (ее цена не установлена). А после этого еще и получить лицензию на размещение лотерейных терминалов (ст. 50). Каждая такая лицензия стоит 100 минимальных зарплат на год. Кстати, оператор должен установить не менее 1000 таких терминалов (ч. 8 ст. 24) в течении первого года деятельности.  Учитывая и так слишком тяжелую налоговую нагрузку в 2015 году, при которой операторы едва выживают, дополнительные платежи могут стать непосильными для них», - отмечает Гетманцев.

Кроме того, эксперт показывает конкретные расчеты, почему лотерейному бизнесу будет не выгодно покупать лицензию по новым правилам Кабмина.

«Итак, расчеты на 2016 год.  Минфин, с их слов, рассчитывает получить за лотерейную лицензию не менее 1 миллиона евро (около 27 миллионов гривен). А поскольку лицензия продается на конкурсе. То эта сумма может быть больше. Кроме того, в первый год деятельности оператор за установку ЛТСов должен заплатить (около 1500 грн. (мзп) *100мзп*1000 ЛТС=150 000 000 грн) 150 миллионов гривен. Всего минимум 177 миллионов гривен. И это без налогов. Операторам будет невыгодно легализировать свою деятельность, что может загнать рынок в тень», - уверен почетный президент юрфирмы Jurimex.

Также по его словам, новый законопроект Кабмина содержит коррупционную составляющую, ведь оставляет очень широкие полномочия для Минфина по вмешательству в деятельность операторов лотерей, что может повлечь за собой коррупцию.

«Например, ч. 6 ст. 30 предусматривает, что Минфин согласовывает перечень лотерей, которые могут распространяться через ЛТСы и по своему усмотрению может отказать в согласовании отдельного вида лотереи, если посчитает, что она похожа на азартную игру. То есть, оператор, купив лицензии на каждый ЛТС, фактически может быть субъективно лишен Минфином права распространять на нем лотереи, поскольку они не будут кому то в Минфине нравится», - подчеркнул Гетманцев.

Эксперт считает, что таким образом проект возвращает старые неэффективные и коррупционные нормы, отмененные законом о лотереях в 2012 году. Имея такие полномочия Минфин вручную управлял лотерейным рынком, субъективно отказывая в запуске новых лотерей и вредя развитию рынка.

Еще одной серьезной проблемой законопроекта является то, что Минфин может менять перечень документов для лицензии «под конкретного» субъекта (Ч. 9, ст. 52).

«Ч. 10 ст. 52 устанавливает, что в лицензионных условиях устанавливаются, в частности, порядок принятия и рассмотрения Минфином заявления о выдаче лицензии, порядок аннулирования лицензии или оставления заявления без рассмотрения и пр. Эти положения должны устанавливаться законом, поскольку предоставления такого права Минфин содержит коррупционные составляющие, если Минфин сам себе будет устанавливать правила деятельности», - подытожил Гетманцев.

Другой эксперт, председатель Киевского союза предприятий игорного бизнеса Юрий Кожема, считает, что пока рано предметно говорить об этом законопроекте, так как согласно голосованию парламента 22 декабря, он не вошел в «бюджетный пакет».

«Вчера (23 декабря – авт.) предоставлено новую редакцию законопроекта, и вопрос только изучается. Его хотели прицепить ко всему бюджетному пакету, но не набралось голосов, поэтому он идет в регламентном порядке. Законопроект зашел в Комитет Верховной Рады Украины по вопросам налоговой и таможенной политики Южаниной Нины Петровны. И не понятно пока, когда комитет поставит его на повестку дня: или через день, или через месяц, или даже через полгода... Говорить сегодня о тексте законопроекта об азартных играх нет информационного повода. По сути вопроса можем говорить после Нового года. Ведь на данный момент топ-темы - бюджет и налоговый кодекс», - полагает эксперт.

Таким образом, неизвестно, когда законопроект поставят на повестку дня, но, очевидно, сейчас одно – он требует серьезной доработки, и не только со стороны законодателей, но и экспертного сообщества.

Материалы по теме:

Новости

Генерал-лейтенант Наєв перевірив бойову підготовку у Північній операційній зоні

13 фев 2024, 15:31

В Україні сьогодні вшановують пам'ять Героїв Крут

29 янв 2024, 12:44

Українські воїни дуже умілі та справжні майстри своєї справи

15 ноя 2023, 14:35

Фото з місця події

Андрій Єрмак провів засідання Президії Конгресу місцевих та регіональних влад у новому форматі

01 сен 2023, 16:25

Очільник Чернігівщини повідомив про загрозу наступу з території РБ

01 авг 2022, 11:33

Статьи

Віктор Швець

Юрист Віктор Швець: Перший день війни, або чи варто з Путіним вести перемовини?

02 апр 2022, 18:17

Володимир Зеленський

Зеленський підписав указ про єдине мовлення для всіх українських телеканалів під час військового стану

20 мар 2022, 14:40

Фото з мережі Інтернет

Нардепи Києва звернулись до міст-побратимів різних країн щодо закриття неба над Україно.

13 мар 2022, 20:17

Фото з мережі Інтернет

РНБО запропонувала ввести в країні надзвичайний стан, Рада розгляне це питання ввечері

23 фев 2022, 15:18

Володимир Зеленський

Володимир Зеленський підписав закон про призов резервістів (ВІДЕО)

23 фев 2022, 10:45

Урбанистика

Дмитро Кулеба

Міністр закордонних справ Дмитро Кулеба: При Київської ОВА працює гаряча лінія допомоги

18 мар 2022, 21:00

Володимир Зеленський

Володимир Зеленський: Україна стала членом "енергетичного Євросоюзу"

16 мар 2022, 17:00

Ярослав Железняк

Нардеп партии "Голос" Ярослав Железняк: Когда мы говорим о дефолте РФ, то забываем о важной составляющей: угрозе дефолта больших компаний на России

15 мар 2022, 20:35

Олена Шуляк

Голова партії "Слуга народу" Олена Шуляк: Попри війну, держава виплачує підвищені пенсії

14 мар 2022, 19:22

Александр Дубинский

Нардеп "Слуги народа" Александр Дубинский: Обратите внимание, что Порошенко записывает видео из одной и той же локации

13 мар 2022, 18:47