Дорого и опасно: Киев собирается закупить 40 польских трамвайных вагонов на два миллиарда гривен

12 июн 2017, 9:13

Зачем Киеву вагоны Pesa?
Зачем Киеву вагоны Pesa?

КП «Киевпастранс» объявил тендер на закупку 40 трамвайных вагонов Pesa почти за два миллиарда гривен.

Как пишет «КиевВласть», особенностью этого тендера является то, что он явно подготовлен под польскую компанию Pesa, у которой мэр Киева Виталий Кличко два года назад пообещал купить 50 трамваев, а вот отечественные производители под техническое задание тендера не попадают.

- Трамваи имеют огромный недостаток – польские вагоны из-за чрезмерной нагрузки на ось не подходят для эксплуатации на разбитых украинских рельсах и могут быть опасны для пассажиров, - пишет издание.

Как сообщается РroZorro, 4 июля состоится раскрытие предложений по тендеру КП «Киевпастранс» на закупку пассажирских трамвайных вагонов. Общая ожидаемая стоимость закупок составляет 1,946 миллиарда гривен.

Обжалование условий закупки возможно до 26 мая. Участники этого конкурса официально станут известны после 30 мая. Узнать, кто входит в число участников, не удалось.

Как заявлено в условиях тендера, победитель должен до конца года поставить «Киевпастранс» 40 современных трехсекционных трамвайных вагонов длиной более 26 метров с системой вентиляции, отопления и кондиционирования.

Вагоны должны быть со 100% низким уровнем пола и необходимым оборудованием для проезда пассажиров с ограниченными возможностями. Максимальная скорость этих вагонов должна составлять не меньше 70 км/ч. Гарантийный срок эксплуатации — 36 месяцев, а срок полезной эксплуатации — не менее 15 лет.

Ожидаемая стоимость одного вагона составляет 48,65 миллиона гривен.

При этом заявленная в этом тендере цена намного выше, чем цены ранее закупаемых КП трамвайных вагонов. Например, в январе 2016 года КП купил у СП «Електронтранс» 7 тридцатиметровых вагонов «Электрон» с низким уровнем пола на сумму 183,75 миллиона гривен, а также был договор с ООО «Татра-Юг» на покупку пяти трамвайных вагонов на сумму 64,44 миллиона гривен.

Для сравнения, один вагон «Электрон» обошелся столице в 26,25 млн гривен, а одиночный вагон К1М производства «Татра-Юг» с частично низким полом — в 12,89 миллионов гривен.

Согласно техническому заданию, трамвайные вагоны должны быть куплены напрямую у производителя, а не через посредников. Согласно квалификационным требованиям тендера, участники должны предоставить в пакете документов аналогичный договор поставки трамвайных вагонов в период с 2014 по 2016 год.

Учитывая очень малые сроки поставки готовых трамваев, выполнить такой заказ будет непросто. В Украине работает, как минимум 2 предприятия, обладающих необходимыми производственными мощностями и опытом аналогичных поставок для «Киевпастранс» в указанный период: это уже упомянутые львовское ООО «СП «Электронтранс» и одесское ООО «Татра-Юг».

Кроме того, необходимые производственные мощности есть у луцкого дочернего предприятия автосборочный завод №1 ПАО «Автомобильная компания «Богдан Моторс» и ПАО «Крюковский вагоностроительный завод».

Большая часть указанных потенциальных участников не только имеет опыт в государственных и публичных закупках. Они уже поставляли свою продукцию «Киевпастранс».

Например, «Электронтранс» с 2012 по 2017 год выиграло в Украине 11 тендеров на сумму 574,5 миллиона гривен, из которых один тендер на 183,75 миллиона гривен предприятию удалось выиграть у «Киевпастранса». «Татра-Юг» выиграло в Украине за период с 2011 по 2017 год девять тендеров на общую сумму 180,4 миллиона гривен, при этом у «Киевпастранс» выиграло четыре тендера на 143,1 млн гривен.

Автосборочный завод №1 ПАО «Автомобильная компания «Богдан Моторс» (Луцк) с 2009 по 2017 год выиграло в Украине 68 тендеров на 1,6 миллиарда гривен, из которых четыре тендера на сумму 552 млн гривен было выиграно у «Киевпастранс».

ПАО «Крюковский вагоностроительный завод» с 2009 по 2017 год выиграло в Украине 93 тендера на 6,19 миллиарда гривен, у «Киевпастранс» предприятие тендеров не выигрывало.

Нюансом этого тендера является то, что технические требования к вагонам, прописанные в тендере, полностью совпадают с техническими характеристиками трехсекционных вагонов 71-414 Fokstrot польской компании Pesa. И что особенно важно: количество единиц закупки (40 вагонов) и заявленные сроки поставки (до 29 декабря 2017 года) исключают участие компаний-производителей, у которых нет готовых вагонов с заданными техническими характеристиками.

Источник рассказал, что тендер действительно прописан под поляков, поскольку ни один завод не сможет произвести заявленное в тендере количество трамвайных вагонов. А польский завод Pesa и именно 40 штук и до конца текущего года, та как от них отказались в Москве ещё в 2014 году.

Отечественным производителям нужно минимум два года, чтобы изготовить такое количество вагонов, так как им нет смысла работать на склад. Ведь такое производство достаточное дорогостоящее.

Кроме того, требование 100%-ной низкопольности, заявленное в технических требованиях к вагонам, является излишним. Для обеспечения удобства более чем достаточно 70%-го низкого пола, который приспособлен не только к скоростному, но и к любому другому полотну. А использование стопроцентно низкопольных трамвайных вагонов на убитых украинских полотнах приводит к тому, что вагоны быстро сходят с рельсов.

Кроме того, трамваи Pesa являются слишком тяжелыми для старых украинских рельсов и не могут использоваться на территории Украины.

Если поинтересоваться тем, были ли эти вагоны сертифицированы, узнаем, что в деталях сертификата указанный вагон Pesa не проходил сертификацию на соответствие нацстандартам по нагрузке на ось трамвайного вагона. А этот параметр является обязательным, поскольку от него зависит безопасность эксплуатации, а, следовательно, и безопасность пассажиров трамвая.

Директор ГП «Украинский научно-исследовательский институт вагоностроения» Анатолий Донченко рассказал, что ранее лоббисты неоднократно пытались внести изменения в ДСТУ 4876:2007. Эти попытки осуществлялись с целью внести изменения в стандарты Украины, устанавливающие требования в части нагрузки на ось. Хотели отменить всякое ограничение по нагрузке, которое сейчас составляет 80 кН. Но отмена ограничений по этому параметру повлечет за собой массу аварийных ситуаций.

Так как у отечественных производителей нет проблем с нагрузкой на ось, стремление переписать стандарты похожи на попытки протолкнуть на украинский рынок иностранные трамвайные вагоны. И вполне возможно, что вагоны Pesa.

Тому есть веское причины. 17 июня 2015 года на своей странице в Facebook мэр Виталий Кличко сообщил о своем визите в польский город Быдгощ, где он подписал с руководством Pesa меморандум о взаимопонимании. Суть меморандума заключалась в поставке трамвайных вагонов для Киева.

И уже после договоренностей с руководством Pesa, 30 декабря 2015 года КП ”Киевпастранс” объявило тендер на закупку 10 единиц трамвайных вагонов пассажирских самоходных с низким уровнем пола, в котором принимали участие: ЗАО «Штадлер Минск» и Pojazdy Szynowe PESA Bydgoszcz SA Рельсовые транспортные средства PESA Bydgoszcz SA.

Украинские производители трамвайных вагонов не проходили для участия в тендере по техническому заданию и, соответственно, не участвовали в нем.

При этом Виталий Кличко обещал полякам купить 50 вагонов. Но с 2016 года Киев закупил только 10. Таким образом, для выполнения соглашения Киев должен купить у Pesa еще 40 вагонов. И вот совершенно случайно «Киевпастранс», в канун двухлетия подписанного Кличко меморандума, объявляет тендер на закупку 40 трамвайных вагонов, под техзадание которого аккурат подходят вагоны Pesa. Кстати, незадолго до объявления этого тендера, в апреле 2017 года, Виталий Кличко публично заявил, что Киев будет закупать трамваи Pesa.

Совсем недавно, 5 мая 2017 года, «Киевпастранс» объявил еще один тендер на закупку семи низкопольных трамвайных вагонов на 301 млн гривен. Именно этот тендер планируется разыграть для успокоения отдельных отечественных производителей, которым ничего не светит от тендера на два миллиарда гривен. Самым вероятным победителем второго тендера был назван ООО СП «Электронтранс».

Техническое задание этого тендера существенно отличается от техзадания первого тендера. Гарантийный срок эксплуатации— 36 месяцев, для 301-миллионного — 24 месяца, длина вагонов — более 26 метров по первому тендеру и более 30 — по второму. Есть отличие и в цене. 40 вагонов «Киевпастранс» планирует закупать по 48,65 млн гривен за единицу, а семь вагонов — по 43 миллиона гривен.

Хочется отметить дискриминацию киевских властей по отношению к отечественному производителю. Так, в квалификационных требованиях тендера 2016 года на закупку троллейбусов, от участников требовалось документально подтвердить аналогичный опыт поставки в 2014-2016 годах. Это фактически исключало из состава участников отечественных производителей, т.к. в эти годы у них троллейбусы никто не покупал.

Кроме того, большинство депутатов Киевского совета вообще не владеют информацией о тендере. Согласно Положению о Госслужбе по безопасности на транспорте, утвержденному постановлением правительства №103 от 11.02.2015 года, именно она осуществляет государственный контроль по соблюдению требований законодательства на городском электрическом транспорте. А в соответствии с Законом Украины «О городском электрическом транспорте» (ст. 10, п. 2). данная служба обязана запрещать использование объектов городского электрического транспорта в случае их несоответствия требованиям нормативно-правовых актов о городском электрическом транспорте.

Есть еще один немаловажный момент. В программе развития электротранспорта на 2017 год, утвержденной КГГА, нет трамваев, которые сейчас планирует закупить «Киевпастранс». На текущий год за 521 миллион гривен запланировано купить 50 троллейбусов, 50 единиц специализированной, снегоуборочной техники и средств малой механизации и лишь три трамвайных вагона. Хотя по факту, уже закупается 47 трамвайных вагонов.

Материалы по теме:

Новости

Генерал-лейтенант Наєв перевірив бойову підготовку у Північній операційній зоні

13 фев 2024, 15:31

В Україні сьогодні вшановують пам'ять Героїв Крут

29 янв 2024, 12:44

Українські воїни дуже умілі та справжні майстри своєї справи

15 ноя 2023, 14:35

Фото з місця події

Андрій Єрмак провів засідання Президії Конгресу місцевих та регіональних влад у новому форматі

01 сен 2023, 16:25

Очільник Чернігівщини повідомив про загрозу наступу з території РБ

01 авг 2022, 11:33

Статьи

Віктор Швець

Юрист Віктор Швець: Перший день війни, або чи варто з Путіним вести перемовини?

02 апр 2022, 18:17

Володимир Зеленський

Зеленський підписав указ про єдине мовлення для всіх українських телеканалів під час військового стану

20 мар 2022, 14:40

Фото з мережі Інтернет

Нардепи Києва звернулись до міст-побратимів різних країн щодо закриття неба над Україно.

13 мар 2022, 20:17

Фото з мережі Інтернет

РНБО запропонувала ввести в країні надзвичайний стан, Рада розгляне це питання ввечері

23 фев 2022, 15:18

Володимир Зеленський

Володимир Зеленський підписав закон про призов резервістів (ВІДЕО)

23 фев 2022, 10:45

Урбанистика

Дмитро Кулеба

Міністр закордонних справ Дмитро Кулеба: При Київської ОВА працює гаряча лінія допомоги

18 мар 2022, 21:00

Володимир Зеленський

Володимир Зеленський: Україна стала членом "енергетичного Євросоюзу"

16 мар 2022, 17:00

Ярослав Железняк

Нардеп партии "Голос" Ярослав Железняк: Когда мы говорим о дефолте РФ, то забываем о важной составляющей: угрозе дефолта больших компаний на России

15 мар 2022, 20:35

Олена Шуляк

Голова партії "Слуга народу" Олена Шуляк: Попри війну, держава виплачує підвищені пенсії

14 мар 2022, 19:22

Александр Дубинский

Нардеп "Слуги народа" Александр Дубинский: Обратите внимание, что Порошенко записывает видео из одной и той же локации

13 мар 2022, 18:47